Критерии оценивания экзаменационной работы

ИК1 

             Это критерий, оценивающий адекватность и полноту передачи    экзаменуемым основного содержания прослушанного текста.

 По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю   

         главную информацию исходного текста. Макс. балл – 2 балла

ИК2

         Это критерий, оценивающий наличие сжатия прослушанного текста в изложении.

    По этому критерию не оценивается  полнота и адекватность передачи содержания

исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только

умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста. Макс. балл – 3 балла

    ИК3   Это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

      Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста. В изложении нет логических ошибок. Макс. балл – 2 балла

Критерии оценивания задания С1.

Критерии оценивания изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

 

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все перечисленные  важные для его восприятия микротемы.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 2 микротем.

0

ИК2

Наличие сжатия исходного текста

 

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

 

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

 

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

 

1

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста,

или  экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

 

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, 

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 – ИК3

7

       

                                                        ЧАСТЬ 2

  1. 1.     Прочитайте текст. Выполните задания А1 – А6; В1 – В14. 

 (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"3арабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности...

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку. (По В. Крапивину)  

 Крапивин Владислав Петрович – современный писатель, журналист. Автор более чем двухсот произведений, переведённых на многие языки во всём мире. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей».

 

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?» 

1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.

2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.

3)    Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.

4)    Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.

А2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»? 

1)         Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.

2)    На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.

3)         За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.

4)    Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.

А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?

1)         Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.

2)    Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.

3)         Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.

4)         Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность» (предложение 25).

1)    очарованность

2)    колдовство

3)    любовь

4)    неподвижность

5)     

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1)         (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку.

2)    (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.

3)         (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

4)         (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

1)         Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

2)    По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.

3)         Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.

4)    А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

В1. Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.

 В2. Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

 В3. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В4. В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.

 В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку,(3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.

 В8. Замените словосочетание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 23.

В10. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 25—28 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

 В13. Среди предложений 3—8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 В 14. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

 

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания1 в письменной речи.

 Антон: «На письме без знаков препинания обойтись невозможно…»

Кирилл: « Зачем нужны все эти абзацы, двоеточия, тире, запятые? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить!»

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 С2.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, применяйте цитирование.

 Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

                    ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

1.ВАРИАНТЫ НАЧАЛА  сочинения-рассуждения  (ТЕЗИС)

1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;

2) собственное высказывание

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ     МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:

-назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)

-парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)

-антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)

-умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)

-вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)

-риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)

3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)

 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ -  РАССУЖДЕНИЯ

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

- Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)

-Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы,  для того чтобы)

-вводных слов(например, следовательно);(Я согласен с Ильей. Во-первых,…;

во-вторых,…;в-третьих,…)

-СПП с придаточными причины(Я разделяю точку зрения Николая,

потому что…);

-использование вопроса и ответа на него

(Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)

       

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:

 это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

-вводных слов(таким образом, итак)

-синтаксических конструкций

(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )

ПРИМЕРНЫЕ задания  С 2.1

  1. Вы знаете, что суффикс – это морфема, находящаяся после корня  или после другого суффикса и служащая для образования новых слов.

Но у суффиксов есть ещё одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспресссивной окраской?»

  1. Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете роль диалога в этом рассказе.

  1. Ознакомьтесь с мнением учёных-филологов о роли пунктуации в передаче смысловых оттенков текста.

«Такие пунктуационные знаки, как кавычки, многоточие и тире, появились лишь к концу 18 века, а сейчас пунктуация достигла такого уровня развития, когда она даже стала помогать авторам полно и глубоко передавать смысловое и эмоциональное содержание текста. Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие».

Докажите это утверждение. Напишите сочинение сочинение-рассуждение «Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?»

  1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?»

  1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно двоеточие?»
  2. Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи;
    1. Роль книжных слов в публицистической речи;
    2. Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении;
    3. Роль антонимов в речи;

10.  Роль антонимов в  публицистической и художественной речи;

11.  Роль тире на письме;

12.  Роль тире в тексте;

13.  Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?

14.  В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

15.  Зачем нужны вводные слова?

16.  Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;

17.  Зачем нужны обращения?

18.   Роль риторических вопросов в тексте;

19.  Зачем нужны риторические вопросы?

20.  Роль риторических вопросов в художественном произведении;

21.  Как правильно написать письмо;

22.  Особенности текстов публицистического стиля;

23.  Как строится рассуждение;

24.  Роль цитат в речи.

С2.1                Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тем

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

 

 

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, указав 2 (или более) разные функции знаков препинания.

2

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос в целом, но указал только 1 функцию знаков препинания.

1

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не указал ни одной функции знаков препинания.

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции знаков препинания.

2

 

Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованиям и иллюстрируют 1 функцию знаков препинания, или

экзаменуемый привёл 1 пример из текста, соответствующий обоснованиям и иллюстрирующий 1 функцию знаков препинания,

или экзаменуемый привёл 1 или 2 примера не из текста, однако примеры иллюстрируют 1 – 2 функции знаков препинания.

1

 

Экзаменуемый привёл 1 или 2 примера из текста, однако они не соответствуют обоснованиям, или

экзаменуемый не привёл ни одного примера, иллюстрирующего функции знаков препинания.

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или  в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Но  допущено более 1 логической ошибки,

и/или  имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

С1К4

Композиционная стройность работы

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

 

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С1К1 – С1К4

7

 Если экзаменуемый выбрал сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, он может написать эту работу как в общекультурном плане, так и с филологической точки зрения. Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.

 Пример

            Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла,  возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно».  Другие же, наоборот, уверены, как и Антон,  в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции! 

             Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек  в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 (лучше их цитировать)  предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

              Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение  с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

              Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

             Требуется привести два примера, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Функции знаков препинания и примеры из текста, иллюстрирующие их.

Функции знаков препинания:

     1)Разделение  (разделяющие знаки)      .   ?    ! …

Ставятся в конце предложения. Обозначают границу предложения.

Разделяют предложения в тексте, помогают понимать написанное и читать текст с нужной интонацией.

Запятая разделяет : однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного.

ТИРЕ   разделяет: состав подлежащего и состав сказуемого, прямую речь и слова автора, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.

Двоеточие разделяет: обобщающие слова и однородные члены при них, слова автора и прямую речь, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.

  ;ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ    разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения

 2)Выделение (выделяющие знаки)

Запятые выделяют: вводные слова, обращения, причастный оборот (обособленные определения), деепричастный оборот, обороты с предлогами (обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, уточняющие члены предложения.

«   »   Кавычки выделяют прямую речь.

С 2.2. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).                                                         

ВНИМАНИЕ!!!                    

Сочинение - это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения  членимости  является абзац.

Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца. (Вступление, основная часть, вывод (заключение).

Пример.

          В настоящем тексте художником называется человек, не занимающийся искусством, а человек с душой и особым умом художника. «Рисовать он не умел», но умел быть художником – он создавал обстановку и проявлял находчивость так, как обычный человек не смог бы этого сделать.

         Последней фразой автор хотел сказать, что настоящий художник не обязательно должен писать картины; он должен творить не только в искусстве, но и в жизни. В последней фразе говорится, что Серёга не писал картины, но воплощал их в жизнь – хотя картина не была написана, произведение искусства было сотворено».

        Истинное произведение искусства помогает в жизни. Мы невольно любуемся полотнами великих художников, работами скульпторов, их произведения вечны и бесценны.

С2.2. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

 

 

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. Ошибок в интерпретации нет.

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента текста, но допусти 1 ошибку в его интерпретации.

1

 

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

 

      0

С2К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

2

Экзаменуемый привёл из текста 1 пример, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера, объясняющего содержание данного фрагмента.

или

экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

 

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

С2К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С2К1 – С2К4

7

  

Оценка грамотности и фактической точности речи (С1; С2.1 или С2.2)

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С1К1 – С1К4; ГК1 – ГК4, ФК1).        

 Критерии грамотности и фактической точности речи

 

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

 

 

Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

 

 

Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

ФК1

Фактическая точность сочинения-рассуждения

 

 

Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет.

2

Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в понимании текста или употреблении терминов.

1

Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, в понимании текста, и/или есть 2 или более ошибки в понимании и употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4

10

Внимание! Суммарный объем изложения и сочинения составляет   слов:

140-290

 Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С1К1 – С1К4; ГК1 – ГК4, ФК1).

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.  Указанные в таблице  нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140–290 слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла.

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.  Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;

– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 б

если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Для получения оценки «5» по критериям грамотности необходимо набрать по ГК1 – ГК4 – 6 баллов.

Для получения оценки «4» по критериям грамотности необходимо набрать по ГК1 – ГК4 – 4 балла.

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий . Речевые ошибки

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

13

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

Грамматические ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

           Логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу  ошибки, связанные с на­рушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения за­конов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:

1)      сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;

2)      в результате  нарушения логического за­кона тождества,  подмена одного суждения другим.

Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.

 

Ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»).
Ошибки фактические (фоновые)

 -  приводятся факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Когда ошибка не должна влиять на оценку.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

ОРФОГРАФИЯ

-   В переносе слов.

-  Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

 Прописная / строчная буквы

-В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

-При переносном употреблениисобственных имен(Обломовы и обломовы).

- В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).

Слитное / дефисное / раздельное написание

- Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).

- На правила, которые не включены в школьную программу (например,    правило   слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

ПУНКТУАЦИЯ - Тире в неполном предложении.

- Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.

- Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.

  - Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.

-  В передаче авторской пунктуации.

Копирование материалов разрешено только с ссылкой на автора и сайт!

© urez5

Besucherzahler russian mail order wives
счетчик посещений
.
single Russian women interested in marriage homepage counter счетчик сайта
.
Бесплатный хостинг uCoz