2011-2012 год
Пояснительная записка «Воспитание – самое тонкое прикосновение человека к человеку» Сухомлинский В. На протяжении всей жизни человек познает азы добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Обучаясь в школе, ребёнок приобретает товарищей, сталкивается с понятием «одноклассники». Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу? Ребёнок всегда должен оставаться ребёнком – весёлым, непоседливым, всем-всем интересующимся. Чтобы глаза горели на уроках и вне их. Чтобы ему нравилось учиться, жить жизнью класса, школы. Чтобы каникулы не становились долгожданным избавлением, а необходимым отдыхом. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя. Решая проблему развития интеллектуально творческого потенциала детей, важно понимать, как правильно построенная система воспитательной работы будет способствовать проявлению познавательной активности, желания постоянно узнавать что-то новое. Мы вместе с детьми должны проживать и переживать каждый день в школе, соединяя воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с ними. При этом стараться находить возможность работать творчески. Творческая работа предполагает развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании. Не каждому ребёнку дано учиться на «4» и «5», но быть порядочным человеком может быть каждый. Организуя любую деятельность ученика, мы должны предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. Очень хочется помочь детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья. Если ученикам нашего класса удастся добиться успеха в школе, у них будут все шансы добиться успеха в жизни.
Данная программа воспитательной работы предназначена для реализации в классном коллективе в 2011-2012 учебных годах и направлена на построение эффективной воспитательной системы в классе. Цели учебно – воспитательной работы с 8-9 классом: 1.Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их успешной социализации в обществе; 2.Регулирование межличностных отношений между обучающимися, между учителями и учениками; 3.Изучение индивидуальных особенностей учеников и динамики их развития. Педагогические задачи: -Сделать жизнь детей ярче, содержательнее. -Направить работу, ориентированную на развитие личности. -Контролировать успеваемость каждого обучающегося, дисциплину и посещаемость занятий в школе. -Воспитывать истинное сознательное отношение к духовным и нравственным ценностям. -Укреплять здоровье детей, воспитывать здоровый образ жизни, развивать такие качества, как скорость, ловкость, быстроту. -Воспитывать бережное отношение к природе, научить беречь и уважать окружающий мир, нашу Родину, родное село Возрастные задачи: 1. Осознавать чувства взрослости, «тенденции к взрослости», проявлять повышенную активность, стремление войти в контакт с возможно большим числом сверстников. Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную. Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Я являюсь классным руководителем в двух классах (8 и 9 кл.), понимая сложность педагогической ситуации, надо уделить особое внимание сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью. Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям, каждое из которых имеет свои конкретные задачи:
Условия эффективной реализации программы: Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию старших школьников на обучение в среднем звене; на становление ученика как творческой личности. Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении. Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности; Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности; Поиск новых путей развития личности школьников. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ От культуры и спорта к здоровому образу жизни. Нам жить в 3 тысячелетии. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Цель: · Привитие детям понятия здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психологического состояния учеников. Задачи: · Укреплять здоровье детей, развивать такие качества, как скорость, ловкость, быстроту. · Пропагандировать здоровый образ жизни. · Проводить профилактику асоциального поведения ребят. Спорт в школе: движение, здоровье, жизнь! Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние несоизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма. Ни для кого не секрет, что активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, повышают мобилизацию защитных сил организма и улучшает ряд других физиологических процессов. Формы: · Дни здоровья, спортивные праздники, подвижные игры. · Конкурсы, «Весёлые старты», «А ну-ка, мальчики», «От игры к спорту» и т. д. · Уроки – презентации о здоровом образе жизни (Об алкоголизме, о вреде курения, о туберкулезе и т.д.) · Походы, экскурсии. · Беседы, классные часы о здоровом образе жизни. · Изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности. · Конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни. · Проведение различных спортивных игр и соревнований в классе. (Турнир по прыжкам через скакалку, шахматно-шашечные турниры и т.д.). Консультации медицинского работника, социального педагога. Трудовая деятельность человека всегда была и остаётся основным условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин. Воспитание трудолюбия – сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения. Дети должны знать, что на свете существует огромное количество профессий, и не все работают только в белых халатах и чистых помещениях, что любая работа - это большой труд, что в любой работе, будь то врач, строитель, слесарь, повар или юрист, можно добиться очень многого, а самое главное - уважения и почёта. Древо Памяти «Отечество» Родина – мать, умей за неё постоять. Цель: · Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся, формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свое село, свою школу. Задачи: · Воспитывать истинное сознательное отношение к духовным ценностям. · Изучать историю Родины, своего края, своего села. «Жить для пользы Отечества» - вот что должно стать нравственной нормой воспитанника – считал М. Ломоносов. И это высказывание кажется очевидным. Военно-патриотическое воспитание ребят происходит непрерывно: и на уроках, и на перемене, и вне урока, и дома. Патриотическая целенаправленная деятельность в этом направлении помогает нам воспитывать у ребёнка высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Ведь от того, насколько здоровы, сильны, воспитаны и преданы своей Родине будут наши дети, зависит будущее нашей страны. В последнее время уделяется большое внимание изучению краеведческого материала. Работа по экологическому воспитанию проводится под девизом «Родина мать - умей за неё постоять». Различные внеклассные мероприятия позволяют детям проявлять инициативу, становиться активными участниками. Они учатся самостоятельно добывать нужную для этого информацию. Технология разработки заданий с экологической направленностью доступна каждому учителю. Главное - смотреть на мир глазами ребёнка. Чувствовать его интерес и понимать многочисленные «Почему?», а также системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникшие проблемы с ребёнком как с партнёром. Формы: · Беседы, встречи, интервью, классные часы о Победе в Великой Отечественной войне. · Классные часы о родном селе, об истории школы. · Встречи с интересными людьми, интервью с тружениками тыла, презентации из цикла «Земляки – герои» · Уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры вежливости. · Участие в акциях «Милосердие», «Георгиевская ленточка». · Конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок.
Игра – дело серьезное «Ученье с увлечением» Знание и только знание делает человека свободным и великим. (Д. И. Писарев) Цель: · Воспитание моральных качеств и черт характера личности, создание условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей, развитие внимания, творческих способностей, привитие интереса к учёбе. Задачи: · Воспитать у учащихся понимание значимости образования. · Научить самостоятельно получать знания, используя различные ТСО. · Заинтересовать учащихся использовать компьютер с пользой для учебы. · Показать значимость участия во всероссийских конкурсах, используя всемирную сеть ИНТЕРНЕТ. · Сохранять стабильно-высокий уровень успеваемости. · Создавать ситуацию успеха. Формы: · Система классных часов «Ученье с увлеченьем». · Организация соревнования: личного и по группам. · Участие в олимпиадах, конкурсах разного масштаба. · Индивидуальная работа с учащимися, с одарёнными детьми, с ребенком, страдающим задержкой психического развития. · Отчёты об успеваемости на родительских собраниях, классных часах. · Рейды по проверке учебников, тетрадей, дневников.
Мир красотой спасается Всякий жест обязывает, особенно благородный. (Р.Мартен дю Гар) Цель: · Развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня ребёнка. Задачи: · Воспитывать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к прекрасному. · Помочь раскрыть свою собственную индивидуальность, свои скрытые таланты. · Создавать творческие коллективы при подготовке мероприятия в классе. Часто задаем вопросы: как сформировать у школьников художественный вкус, потребность в эстетическом вкусе и творческой деятельности, как привить любовь к искусству, как научить видеть прекрасное вокруг себя? Идеи эстетического воспитания зародились ещё в глубокой древности, а мы до сих пор продолжаем воплощать их в жизнь. Именно в школьном возрасте эстетическое воспитание является основой воспитательной работы. Это и детская литература, и мультфильмы, и кино, и окружающий мир. Это и эстетического оформление класса, участие в различных выставках, конкурсах рисунков, чтецов, конкурсах сочинений. Это и демонстрация своих талантов в классных и школьных концертах, изучение правил этикета и многое другое. Всё это помогает нам воспитывать в себе духовное богатство и интеллектуальный потенциал. Формы: · Участие в классных, школьных и районных конкурсах, фестивалях. · Цикл бесед на этическую тему. «Досуг» «Вместе будем мы учиться, обязательно трудиться, отдыхать и веселиться!» Основная задача: Помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию. В наше время вопрос организации досуга детей встаёт особенно остро, т.к. ребёнок, ещё не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем жизнь так богата. Значит надо отвлечь его внимание. Организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы всё это давало ребёнку стимул для дальнейшего развития личности. Партнёрство с семьёй Хотите ли, не хотите, Но дело лишь только в том, Что - прежде всего, мы - родители, А всё остальное потом. Цель: · Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования ребёнка совместно с семьёй. Задачи: · Совместная работа детей, педагогов и родителей с целью развития познавательных интересов. · Совместная работа по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации ребёнка. Формы: · Тематические родительские собрания, индивидуальные беседы с приглашением социального работника, психолога, медика, педагогов-предметников. · Организация работы родительского комитета. · Анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и степени удовлетворённости деятельностью школы, классного руководителя. · Проведение совместных праздников, творческих дел, спортивных мероприятий. · Изучение семейно–бытовых условий жизни ребёнка и семьи в целом. Критерии оценки Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие: · Уровень сформированности классного коллектива. · Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса. · Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся. уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Прогнозируемые результаты программы: - Создание дружного коллектива детей и родителей, условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их успешной социализации в обществе, создание положительной репутации класса. - Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы - регулирование межличностных отношений между обучающимися, между учителями и учениками; - формирование навыков и привычек нравственного поведения; - обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств; - формирование у детей ответственности за свое здоровье; - вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм; - формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях; - развитие органов классного ученического самоуправления; - повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности. Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики: педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики; тестирование.
План работы с Новоселовой Анной на 2011-2012 учебный год. Педагогические задачи: -Особое внимание уделять опекаемому ребенку, применять к ней индивидуальный подход, понять причину её поведения, стараться вникать в проблемы, проследить взаимоотношения с классом и опекунами.
С целью формирования единого воспитательного пространства в образовательном учреждении реализуется программа «ИСТОКИ». Цель программы: развитие интеллектуальной, нравственной, творческой и физически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе. «Интеллект. Нравственность. Творчество» - основная концептуальная формула нашей каждодневной воспитательной работы. 5 направлений учебно – воспитательного процесса:
1. «Отечество»; 2. «Мы сибиряки»; 3. «Семья»; 4. «Возвращение к истокам»; 5. «Нам жить в 3-ем тысячелетии». Ожидаемые результаты: Работа по программе – это организованная, интересная, разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях. Творческая направленность личности позволит ей адаптироваться в условиях рыночной экономики, построить успешную жизненную карьеру на основе нравственных способов самореализации, самоутверждения.
Литература
v Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1989. v Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, 1988. v Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36 v Бакштановский В. Культура нравственного сознания и поведения личности. – М.: Знание, 1989 v Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12 v Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. v Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997 v Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000 v Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1996 v Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84. v Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. – Москва, 1998. v Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990. v Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983. v Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000. v Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20. v Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. v Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1988. v Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65 v Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003. v Н. И. Дереклеева “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001. v Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003. v М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003, v “Классный руководитель” № 1, 2003.
|
|
|
|
Копирование материалов разрешено только с ссылкой на автора и сайт! |
© urez5 |