|
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
"ФАБРИКА ЗВЕЗДОЧЕК. ВОЗВРАЩЕНИЕ".
Автор и руководитель проекта: Лакина Елена Николаевна.
Пояснительная записка
В основе программы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей лежит творческий проект
«ФАБРИКА ЗВЕЗДОЧЕК. ВОЗВРАЩЕНИЕ»
Описание проекта
В 2008 году на базе муниципального образовательного учреждения Урезская основная общеобразовательная школа была разработана программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «ФАБРИКА ЗВЕЗДОЧЕК» (автор: Лакина Е. Н – диплом лауреата в районном конкурсе, диплом 3 степени в Новосибирской области).
Анализ деятельности оздоровительного летнего лагеря показал, что была проведена эффективная работа: программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед учителями, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием посещали ДОЛ, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, что позволило выявить творческие способности детей. Возможность проявить свои таланты, а затем и продемонстрировать их на отчетном праздничном концерте «ФАБРИКИ ЗВЕЗДОЧЕК» никого из детей не оставила равнодушным. В связи с этим, разработан творческий проект «ФАБРИКА ЗВЕЗДОЧЕК. ВОЗВРАЩЕНИЕ». Посещая лагерь, дети становятся жителями «Звёздного дома», где их ждут профессиональные мастер – классы по разным направлениям, разнообразные творческие конкурсы и спортивные игры, зажигательные мероприятия и, конечно, заключительный «Гала-концерт», где каждый ребёнок почувствует себя «звездой». Задача каждого ребёнка в «ЗВЕЗДНОМ ДОМЕ» – собрать как можно больше звёзд, принимая участие в разнообразных мероприятиях: мастер – классах, конкурсах, эстафетах, спортивных соревнованиях, уборке «ЗВЕЗДНОГО ДОМА», тимуровской работе. Красная звезда за достижения в «ЗВЕЗДНОМ ДОМЕ», синяя – за плохое поведение. В конце каждого дня будет происходить подведение итогов проделанной за день работы. На протяжении всей лагерной смены в «ЗВЕЗДНОМ ДОМЕ» будет работать «скрытая» камера. |
Критерии эффективности проекта
Необходимо создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности: Постановка реальных целей и планирование результатов программы; Кадровое обеспечение программы; Методическое обеспечение программы; Педагогические условия; Материально-техническое обеспечение; Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Творческое сотрудничество взрослых и детей. |
Возраст
Дети 1997 - 2004 года рождения. Общее количество участников проекта – 20 человек.
Категории семей: малообеспеченные, многодетные, неполные, полные, безработные. |
Продолжительность проекта
Проект рассчитан на всю смену детского оздоровительного лагеря – 18 дней |
Принципы организации педагогического процесса в рамках проекта:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников; -принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности. |
Основная цель проекта
организация отдыха и оздоровления детей и подростков, создание условий для того, чтобы каждый ребенок почувствовал себя "звездой", открыл в себе творчество и испытал радость побед и достижений. |
Ожидаемые результаты проекта
В конце лагерной смены каждый участник проекта - Раскроет себя, свои способности и таланты; - Получит умение в любом коллективе быть принятым и уважаемым; - Разовьет смелость, уверенность в себе и своих силах; - Научится импровизировать в любой жизненной ситуации; - Узнает, как грамотно «подать» себя в обществе; При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют. Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Концептуальные основы проекта |
Концептуальные основы проекта опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса. 1. Личностный подход: - признание личности развивающего человека высшей социальной ценностью; - уважение уникальности своеобразия каждого ребёнка.
2. Гуманизация межличностных отношений: - уважительное отношение между педагогами и детьми; -создание ситуации успеха для каждого участника воспитательного процесса.
3. Деятельностный подход: - организация жизнедеятельности (общение, познание, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт, игра) как основа воспитательного процесса; - принцип совместимости деятельности (именно совместная деятельность формирует единство отряда, рождает традиции).
4.Природосообразность воспитания: - обязательный учёт природы ребёнка, его половозрастных особенностей; - максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы; -принцип единства рекреации (отдыха, восстановления) и познания.
5.Принцип интереса:
- обязательный учёт интересов и потребностей детей при организации содержательной социально-значимой досуговой деятельности.
|
Описание методов оценивания.
Система диагностики и самодиагностики
В смене осуществляется 4 вида диагностики:
1. Предварительная диагностика проводится в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач; 2. Текущая диагностика проводится в основной период с целью определения степени успешности в достижении целей, возможны корректировки методов, путей и средств их достижения; 3. Итоговая диагностика проводится в итоговый период смены с целью определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности; 4. Проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом или к отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.
|
Методы диагностики
1. Опрос.
· Интервью: стандартное, нестандартное, смешанное; • Беседа: индивидуальная, групповая, коллективная; • Анкетирование: открытое, закрытое, смешанное.
2. Наблюдения.
• Включённое наблюдение – педагог вместе с ребёнком выполняет конкретное дело;
• Невключённое наблюдение – наблюдение педагога за действиями детей со стороны.
3. Эксперимент.
Данный метод позволяет создать специальные условия для выявления или развития тех или иных сторон личности ребёнка:
• Естественный эксперимент – участники эксперимента не знают об участии в нём; • Искусственный эксперимент – участники эксперимента знают, что участвуют в эксперименте.
4. Изучение творческих работ.
Метод, позволяющий определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации: • Сочинение, рисунок и т.д.
5. Метод обобщения независимых характеристик – обобщение мнений разных людей о человеке и коллективе.
6. Тестирование.
7. Социометрические методы:
• Метод межличностного шкалирования; • Метод социометрических измерений и др. Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 звездочек.
|
Здоровьесберегающие технологии проекта
Оздоровление – это восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов. Оздоровительная деятельность предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья ребёнка. Она включает в себя: Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно на открытом воздухе. Её основная задача - физическое развитие и закаливание, создание положительного эмоционального заряда и хороший физический тонус на весь предстоящий день.
Режим дня (распределение ежедневных мероприятий). Режим дня отражает интенсивность воздействия на организм ребёнка общей совокупности мероприятий, предусматривая при необходимости включение дополнительных элементов в распорядок и различную интенсивность проведения оздоровительных мероприятий (щадящий, тренирующий режим).
Режим дня
9.00 - сбор детей, зарядка
9.00 – 9.15 – утренняя линейка
10.00 – завтрак
10.20. – работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций.
12.45. –разучивание кричалок, речевок
13.00 – обед.
13.20 – итоги дня
13.30. -уход домой.
|
Механизм реализации проекта
1. Анализ результатов деятельности педагогического коллектива за прошедший год.
2. Подбор и анализ литературы, аудио - и видеоматериалов по тематике смены.
3. Планирование смены, корректировка планов, подготовка методических рекомендаций.
4.Разработка сценариев общелагерных мероприятий.
5.Подготовка оформления лагеря.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап проекта. Знакомство с внутренним распорядком лагеря, введение в тематику смены, знакомство с проектом, работой кружков.
2. Основной этап проекта. Творческое сотрудничество, раскрытие талантов, выявление лидеров и распределение социальных ролей. Подготовка фото и видеоматериалов, создание видеофильма.
3. Заключительный этап проекта. Подведение итогов, подготовка к защите проекта, защита проекта. |
№ |
Дата проведения |
Мероприятия |
Ответственные |
|
Подготовительный этап проекта |
1 |
1 июня |
День открытых дверей.
Праздничная программа “Здравствуй, лагерь!”
«Заезд» в «ЗВЕЗДНЫЙ ДОМ»
Открытие проекта “Фабрика звездочек. Возвращение” (знакомство с проектом)
Мой рост, мой вес. (медицинский осмотр)
Концертная программа «Планета детства» |
Лакина Е. Н.
Зебницкая Л. П.
Прохоров Ю. А. |
2 |
2 июня |
День фантазий
Создадим уют в своем «ЗВЕЗДНОМ ДОМЕ»!
Конкурс на лучшую эмблему, разучивание девиза, речевки.
Составляем социальный паспорт отряда “ЗВЕЗДОЧКИ”.
Оформляем уголок отряда.
Трудовой десант. |
Вишнякова Н. А
Лакина Е. Н.
Михеев А. В.
Григорьев Д. Н. |
Основной этап проекта |
3 |
3 июня |
День прогулок
Увлекательная прогулка по стране ЛЕТО «Что такое лето?»
Игры на свежем воздухе
Беседа «Осторожно: КЛЕЩИ!» |
Рудович А. А
Григорьев Д. Н.
Зебницкая Л. П. |
4 |
4 июня |
День именинников
Викторина «Путешествие по книжным странам»
Игры на свежем воздухе «Нелегкий будет спор за каждый наш рекорд!»
Тимуровская работа |
Прохоров Ю. А.
Вишнякова Н. А.
Михеев А. В.
Лакина Е. Н. |
5 |
6 июня |
ЕДИНЫЙ день, посвященный дню рождения великого поэта России А. С. Пушкина.
Историко – литературный интеллектуальный конкурс «Здравствуй, племя молодое, незнакомое!»
Викторина «По страницам любимых сказок»
Конкурс рисунков, чтецов |
Лакина Е. Н.
Лакина Т.А.
Вишнякова Н. А.
Рудович А. А. |
6 |
7 июня |
День музыки
Работа клуба «ДОМИСОЛЬКА». Музыкально – игровая программа.
Дискотека |
Вишнякова Н. А.
Прохоров Ю. А
Лакина Е. Н. |
7 |
8 июня |
День смеха
Праздничная программа “Юмор, шутки, смех”.
Игра “Мистер пантомима”.
Конкурсно - развлекательная программа “В гостях у этикета”.
Веселые странички
(“травим” анекдоты) |
Лакина Е. Н.
Вишнякова Н. А.
Михеев А. В. |
8 |
9 июня |
День сказок
Литературный праздник «Сказочные гости»
Инсценируем известные сказки!
Видеопросмотр сказок. |
Рудович А. А.
Лакина Е. Н.
Вишнякова Н. А. |
9 |
10 июня |
День танца
Танцевальная программа « Все вместе, все дружно!»
Трудовой десант |
Вишнякова Н. А.
Михеев А. В. |
10 |
11 июня |
День профессий
Путешествие в мир профессий
“Все работы хороши - выбирай на вкус!”
Игровая программа “Угадай мелодию!”
|
Лакина Е. Н.
Вишнякова Н. А. |
11 |
13 июня |
День экологии
Игровая программа «Мы за чистоту села!»
Экологический десант.
Тимуровская работа. |
Лакина Е. Н.
Прохоров Ю. А
Григорьев Д. Н.
Михеев А. В. |
12 |
14 июня |
День безопасности
Интеллектуальная игра «Азбука безопасности на дорогах»
Брифинг «Будущие огнеборцы»
Круглый стол «Терроризм – угроза 21 века»
Игры на свежем воздухе |
Вишнякова Н. А.
Лакина Е. Н.
Григорьев Д. Н.
Михеев А. В. |
13 |
15 июня |
День спорта
Информационно- развлекательное мероприятие «И нам не слабо!»
Спортивное мероприятие «Легенда о кладе»
Физкультурно – оздоровительный час
«Чтобы в спорте первыми быть,
Надо спорт любить!»
|
Рудович А. А
Григорьев Н. Д.
Михеев А. В. |
14 |
16 июня |
День самоуправления
Занятия по интересам.
Игры на свежем воздухе. |
Михеев А. В.
Вожатые из числа старшеклассников |
15 |
17 июня |
День здоровья
Беседа «Грипп и ОРВИ – что это?»
Спортивные состязания на свежем воздухе «Спорт – это жизнь!»
Презентация «Мы за здоровый образ жизни!»
Спортивно – интеллектуальная игра «Путешествие с остановками». |
Зебницкая Л. П.
Григорьев Д. Н.
Михеев А. В.
Лакина Е. Н.
Рудович А. А. |
16 |
18 июня |
День труда
Устный журнал по теме «Талант и труд».
Трудовой десант.
Тимуровская работа. |
Лакина Е. Н.
Вишнякова Н. А.
Григорьев Д. Н. |
Заключительный этап проекта |
17 |
20 июня |
День результатов
Подготовка к защите проекта.
Итоги работы кружков «Чему мы научились? Чего достигли?»
|
Лакина Е. Н.
Вишнякова Н. А.
Григорьев Д. Н.
Михеев А. В. |
18 |
21 июня |
День памяти
«Вспомним всех поименно»- возложение цветов к памятнику.
День прощания
Защита проекта - праздничный отчетный ГАЛА-КОНЦЕРТ «ФАБРИКИ ЗВЕЗДОЧЕК. ВОЗВРАЩЕНИЕ». |
Лакина Е. Н.
Вишнякова Н. А.
Григорьев Д. Н.
Михеев А. В. |
|
|
Дополнительные образовательные услуги Важным направлением воспитательной работы в лагере являются дополнительные образовательные услуги: кружковая деятельность, спортивная секция, объединяющая детей по интересам в малые группы.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и выявление творческих способностей детей. Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении. Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
1. изучение интересов детей;
2. презентация кружков на линейке в начале смены;
3. ознакомление детей с режимом работы кружков;
4. самоопределение детей и запись их в кружки;
5. деятельность ребят в кружках;
6. текущее отражение результатов деятельности детей;
7. подведение итогов работы кружков в конце смены.
В ДОЛ «ФАБРИКА ЗВЕЗДОЧЕК. ВОЗВРАЩЕНИЕ» будут работать 2 кружка и спортивная секция:
«Мастерская рукодельниц», «Мастерская танца и музыки», «Спортивная мастерская». |
|
Кружок «Мастерская рукодельниц»
Руководитель: Лакина Елена Николаевна (вторник, пятница по 2 часа, время 11.00.-13.00.)
№ |
Учебные мероприятия |
Число |
1 |
Эмблема нашего отряда. Какая она? |
03.06.11. |
2 |
Правила безопасности. Материалы и инструменты |
03.06.11 |
3 |
Приступаем к работе! |
07.06.11. |
4 |
Изготовление шаблона звезды. |
07.06.11. |
5 |
Составляем схему вязания. |
10.06.11. |
6 |
Вязание основных элементов эмблемы. |
10.06.11. |
7 |
Сборка деталей эмблемы. |
14.06.11. |
8 |
Фантазия в отделке готового изделия. |
14.06.11. |
9 |
Как мы представим эмблему на ГАЛА – КОНЦЕРТЕ? |
17.06.11. |
10 |
Презентация эмблемы отряда «ЗВЕЗДОЧКИ» |
17.06.11.. |
|
|
Кружок «Мастерская танца и музыки»
Руководитель: Вишнякова Наталья Анатольевна (понедельник, среда по 2 часа, время 11.00.-13.00.)
№ |
Учебные мероприятия |
Число |
1 |
Кастинг «Чтобы стать звездой, надо уметь петь и танцевать!» |
06.06.11. |
2 |
Наши вокальные и хореографические данные |
06.06.11. |
3 |
Конкурс «Алло! Мы ищем таланты!» |
08.06.11 |
4 |
Гимн «ФАБРИКИ ЗВЕЗДОЧЕК. ВОЗВРАЩЕНИЕ». |
08.06.11. |
5 |
Изготовление костюмов к отчетному «ГАЛА- КОНЦЕРТУ». |
13.06.11. |
6 |
«Звездочки» танцуют! |
13.06.11. |
7 |
Наши успехи (определение победителей) |
15.06.11. |
8 |
Подготовка к финальному концерту |
15.06.11. |
9 |
Звездный мини – концерт. |
20.06.11. |
10 |
Музыка и танцы – в них наша жизнь! |
20.06.11. |
Кружок «Спортивная мастерская»
Руководитель: Григорьев Дмитрий Николаевич
Михеев Алексей Викторович (четверг, суббота по 2 часа, время 11.00.-13.00.)
№ |
Учебные мероприятия |
Число |
1 |
Беседа «Спорт в нашей жизни». |
02.06.11. |
2 |
Инструктаж по технике безопасности. |
02.06.11. |
3 |
Эстафета «Самый быстрый». |
04.06.11. |
4 |
Кросс «Самый выносливый». |
04.06.11. |
5 |
Футбол «Самый ловкий». |
09.06.11. |
6 |
Игра «Русская лапта». |
09.06.11. |
7 |
Урок здоровья «Вредные привычки» |
11.06.11. |
8 |
Демонстрируем наши способности! |
11.06.11. |
9 |
Подводим итоги нашей работы. |
16.06.11. |
10 |
Кастинг «Нелегкий будет спор за каждый наш рекорд!» |
16.06.11. |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Мультимедийные системы: телевизор, видеомагнитофон, компьютер, принтер, сканер, цифровая видеокамера, музыкальный центр, проектор; Спортивный инвентарь: скакалки, мячи, волейбольная сетка, обручи; Канцелярские товары: ватманы, альбомы, тетради, бумага формата А4, цветная бумага; авторучки, простые и цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, цветные мелки, нитки для вязания.
Призы (книги, записные книжки, блокноты), CD/DVD диски. |
|
Кадровое обеспечение.
В соответствии со штатным расписанием в реализации проекта участвуют:
Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
Воспитатели – организовывают работу отряда;
Учитель физической культуры – организует спортивно – оздоровительную работу;
Вожатые (из числа старшеклассников) – помощники воспитателей;
Студент педагогического колледжа (физкультурное отделение) – прохождение педагогической практики;
Работники Дома культуры – организуют музыкально – досуговые мероприятия;
Библиотекарь – ведет воспитательно – познавательную работу;
Работник ФАП – ведет профилактико – оздоровительную работу.
|
|
В основе концепции проекта лежат нормативно – правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка ООН, 1991 г.
2. Положение о лагере дневного пребывания.
3. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
4. Приказ Управления образования.
5. Программа работы лагеря с дневным пребыванием детей.
6. Режим работы лагеря.
7. График посещения детей.
8. План – сетка воспитательно – оздоровительной работы лагеря на 18 дней.
9. Сборник нормативных правовых документов и методических рекомендаций по организации отдыха и оздоровления детей – Новосибирск, 2011год.
10. Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2010 год. - 80 с.(Серия «Правовая библиотека образования».)
Материалы на печатной основе
1. Артамонова Л.Е.Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1 — 11 классы. - М.: ВАКО, 2009. - 228 с. - (Мозаика детского отдыха).
2. Копилка вожатых премудростей. Методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2007. - 128 с.
3. Кипарис — 2. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе / Авторы — составители: Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 96 с.
4. Газета «Досуг в школе» №1, 5, 6/2008
5. Газета «Досуг в школе» № 3/2009
6. Газета «Педсовет» №8/2006
7.Воспитание школьников №4, 8, 9/ 2010 г.
8.Воспитание школьников №4/ 2011 г.
9. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.
10. «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.
11. Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
12. Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
13. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
14. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.
|
|
Интернет-ресурсы abash-rcheb.edu.cap.ru› greengorod.ru
TomSoier.ru festival.1september.ru
artektour.ru sozvezdie-tour.ru
artektour.ru amigonn.ru
dianik.ru weter-tur.ru |
|
Другие ресурсы |
В последний день лагерной смены будет проходить защита проекта - праздничный отчетный ГАЛА-КОНЦЕРТ «ФАБРИКИ ЗВЕЗДОЧЕК. ВОЗВРАЩЕНИЕ». В этот день планируется пригласить гостей: учителей, поваров, технический персонал школы, родителей участников проекта. Вниманию зрителей будет предоставлен видеофильм работы ДОЛ «ФАБРИКА ЗВЕЗДОЧЕК. ВОЗВРАЩЕНИЕ». (Видеофильм и фотоматериалы опубликованы на персональном сайте учителя Лакиной Е.Н. http://urez5.narod2.ru/vospitatelnaya_rabota/ |
|
|
|
|
|