Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»Автор: Лакина Елена Николаевна Цель: подготовка к написанию сжатого изложения. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков. Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы. Конспект урока: 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. 2. Сообщение цели и задач предстоящей работы. Слово учителя: ГИА по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения. 3. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий. Фронтальный опрос учащихся. Беседа по вопросам:
(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)
(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)
(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)
(Основных приемов сжатия информации – два: обобщение частной информации и исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме.)
( - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними. - Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки). - Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности. - Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем. - Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому. - Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.
4. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений. Закрепление материала с помощью лингвистических упражнений. Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами. Задание 1 Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи. Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодично мурлыканье…Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. 250 слов (По Л. Корочкину) (Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее. Текст относится к публицистическому стилю, тип речи: рассуждение) Задание 2 Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить? (Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.) Задание 3 Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова. (Каждый ученик работает самостоятельно) 5. Проверка выполненных работ Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20 слов) И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов) (По Л. Корочкину) Содержание микротем: 1 микротема: Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. 2 микротема: Кошки доставляют радость. Ласковые, привязчивые, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны. 3 микротема: Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней. 4 микротема: Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама. 5 микротема: Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением. Прием активизации познавательной активности учащихся на уроке Учитель: Ребята, давайте составим синквейн по тексту (Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение); Вариант ответа: Кошка Загадочная, таинственная, Привлекает, радует, успокаивает, Нужно завоевать доверие кошки, Животное. Учитель: Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст. Коллективная практическая работа (слайд презентации) Упражнения на исключение второстепенной информации 1) В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них. Дикость и самостоятельность; самостоятельные, независимые; ласковы и привязчивы; характер их полон тайн и загадок; грациозны и пластичны её движения; внимание и отношение к ним человека, они испытывают доверие и подчиняются командам, относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы; кошка боится человека или неприязненно относится к нему; поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь; относиться с уважением и терпением. 2) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста: Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой 1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили Ответы учащихся: Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (замена 2 предложений одним сложноподчиненным) Кошки умны. Характер их полон загадок. – Кошки умны и загадочны. (Слияние 2 предложений в одно - простое с однородными сказуемыми)
2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием: Ответы учащихся: (Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё; Не всегда легко идут на контакт с человеком – контактируют; Очень явно – чутко, сильно; Это животное – её; самым элементарным вещам – самому элементарному; К одному они испытывают полное доверие - доверяют) Индивидуальная самостоятельная работа (дифференцированные задания) (в 9 классе 5 человек: 3 сильных ученика, 1 – слабый, 1 – занимается по коррекционно-развивающей программе 7 вида, поэтому сильным ученикам нужно записать сокращенный вариант всего текста, слабому ученику – сокращение 1,2,3 абзацев, ученику-коррекционнику – 4,5 абзацы) В результате работы над сжатием получился текст: Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов) Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов) Всего 118 слова 6. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили? (слайд презентации) Точно ли передано содержание всех микротем? (слайд презентации) Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов) Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (118 слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац) Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями. (слайд презентации)
ИК-1 экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2) ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3) ИК-3 работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2) Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7 7. Рефлексия Фамилия, имя Рефлексия “+” “–” “?” В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–” записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.
На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее. 8. Домашнее задание: Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему. Задания по типу ГИА Выполните задание В2-В14 (1)Кошка…(2) Трудно назвать более загадочное домашнее животное.(3) Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (По Л. Корочкину) В2,В3,В4 – задания по орфографии В2. Из предложений 2-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание гласных после шипящих и ц». В3 Из предложения 15-16 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения. В4 Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «НН пишется в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса ЕНН» В5-В14 – задания по синтаксису и пунктуации В5. Выпишите из предложения 11-12 словосочетания с типом связи согласование, управление, примыкание В6. Замените словосочетание очарование во взгляде (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. В7. В предложении 6 подчеркните грамматическую основу, укажите тип сказуемого В8. В 1 абзаце укажите номера односоставных предложений, определите их вид В9. Объясните постановку запятой в предложении 3 (запятая при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом) В10. В приведенном ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость,(1) хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, (2)независимые, (3)кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, (4)что они обычно больше привыкают к дому, (5)чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем,(6) кто не держал дома кошку,(7)трудно представить, (8)сколько в ней таинственной прелести,(9) как грациозны и пластичны её движения,(10) сколько очарования во взгляде,(10) как успокаивает её мелодичное мурлыканье… В11. В предложении 11 определите вид придаточного, укажите средство связи предложений в СПП В12. Верно ли утверждение, что запятая в приведенном ниже предложении соединяет 2 простых предложения в состав ССП? К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. В13. Укажите количество грамматических основ в приведенном ниже предложении, грамматические основы выпишите. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье… В14. Среди предложений 10-12 найдите сложноподчинённое предложение с соподчинением придаточных, напишите номер этого предложения
Ответы: В2. Животное, очаровательную В3. Привязанность В4. Таинственной В5. Полное доверие – согласование; реагируют на внимание, испытывают доверие, подчиняются командам, игнорируют приказы – управление; реагируют явно, относятся настороженно – примыкание. В6. Очаровательный взгляд В7 Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. – составное именное сказуемое. В8. 1 – назывное, 2 – безличное. В9. Запятая при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом. В10. 1,4,5,6,7,8,9,10 В12.Неверно, данное предложение простое, противительный союз А соединяет однородные сказуемые. В13. 4 грамматические основы: Трудно представить, кто не держал, грациозны и пластичны движения, успокаивает мурлыкание. В14. 10 предложение
1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010; 2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
|
|
|
|
Копирование материалов разрешено только с ссылкой на автора и сайт! |
© urez5 |