Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Автор: Лакина Елена Николаевна

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 
  • работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы.

Конспект урока:

1.     Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2.     Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Слово учителя:

ГИА по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

3.     Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

  • Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

  • Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

  • Что такое микротема?

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

  • Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?

(Основных приемов сжатия информации – два:  обобщение частной информации и   исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме.)

  • Каков алгоритм работы сжатия текста на экзамене? (слайд презентации)

( - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

- Запись плана  или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними  большие промежутки).

- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.

- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

  • Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайд )
  1. Определение темы текста
  2. Определение идеи текста
  3. Определение структуры текста
  4. Определение микротем текста как частей общей темы
  5. Моделирование сжатого изложения

 

4.     Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

Закрепление материала с помощью лингвистических упражнений.

Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

Задание 1

Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.

Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодично  мурлыканье…Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо  команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

(Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи: рассуждение)

Задание 2

Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

(Л. Корочкин  рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.)

Задание 3

Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

(Каждый ученик работает самостоятельно)

5.     Проверка выполненных работ

    Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20 слов)

    Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…(81 слово)
    Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)

   И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов)

   Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. (27 слов)

(По Л. Корочкину)

 Содержание микротем:

1 микротема:

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

 2 микротема:

Кошки доставляют радость. Ласковые, привязчивые, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны,  загадочны.  

3 микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

 4 микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

 5 микротема:

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

 Прием активизации познавательной активности учащихся на уроке

Учитель:

Ребята, давайте составим синквейн по тексту

(Синквейн  - это  стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Вариант ответа:

Кошка

Загадочная, таинственная,

Привлекает, радует, успокаивает,

Нужно завоевать доверие  кошки,

Животное.

Учитель:

Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.

Коллективная практическая работа (слайд презентации)

Упражнения на исключение второстепенной информации

1) В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

Дикость и самостоятельность; самостоятельные, независимые; ласковы и привязчивы; характер их полон тайн и загадок; грациозны и пластичны её движения; внимание и отношение к ним человека, они испытывают доверие и подчиняются командам, относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы;  кошка боится человека или неприязненно относится к нему; поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь; относиться с уважением и терпением.

2) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста:

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой

Упражнения на обобщение частной информации.

1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили

Ответы учащихся:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (замена 2 предложений одним сложноподчиненным)

Кошки умны. Характер их полон загадок. – Кошки умны и загадочны. (Слияние 2 предложений в одно -  простое с однородными сказуемыми)

 

2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием:

Ответы учащихся:

(Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё;

Не всегда легко идут на контакт с человеком – контактируют;

Очень явно – чутко, сильно;

Это животное – её;

самым элементарным вещам – самому элементарному; 

К одному они испытывают полное доверие - доверяют)

Индивидуальная самостоятельная работа (дифференцированные задания)

(в 9 классе 5 человек: 3 сильных ученика, 1 – слабый, 1 – занимается по коррекционно-развивающей программе 7 вида, поэтому сильным ученикам нужно записать сокращенный вариант всего текста, слабому ученику – сокращение 1,2,3 абзацев, ученику-коррекционнику – 4,5 абзацы)

В результате работы над сжатием получился текст:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слов)

Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и  подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека,  он никогда не  научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов)

Любить кошку — значит знать о ней всё  и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов)

Всего 118 слова

6.     Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель:

Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили? (слайд презентации)

Точно ли передано содержание всех микротем? (слайд презентации)

Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов)

Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (118 слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац)

Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями. (слайд презентации)

     

ИК-1  экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.  (2)

ИК-2   Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

ИК-3  работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)

Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7

7.     Рефлексия

 Фамилия, имя

Рефлексия “+”  “–”  “?”   

В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.

 

«+»

«-»

«?»

 

 

 

 На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.

 8.      Домашнее задание:

Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.

Задания по типу ГИА

Выполните задание В2-В14

    (1)Кошка…(2) Трудно назвать более загадочное домашнее животное.(3) Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

   (4) Чем же кошки нас привлекают?  (5)  Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком.  (6)  Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. (7) Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. (8) Кошки умны. (9) Характер их полон тайн и загадок. (10) Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…
    (11) Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. (12) К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. (13) Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. (14) Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. (15) Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь.
  (16) И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие.

  (17) Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

(По Л. Корочкину)

В2,В3,В4 – задания по орфографии

В2. Из предложений 2-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание гласных после шипящих и ц».

В3 Из предложения 15-16 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.

В4 Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «НН пишется в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса ЕНН»

В5-В14 – задания по синтаксису и пунктуации

В5. Выпишите из предложения 11-12 словосочетания с типом связи согласование, управление, примыкание

В6. Замените словосочетание очарование во взгляде (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В7. В предложении 6 подчеркните грамматическую основу, укажите тип сказуемого

В8. В 1 абзаце укажите номера односоставных предложений, определите их вид

В9. Объясните постановку запятой в предложении 3 (запятая при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом)

В10. В приведенном ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения

Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость,(1) хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком.   Самостоятельные, (2)независимые, (3)кошки в то же время ласковы и привязчивы.  Но общеизвестно, (4)что они обычно больше привыкают к дому, (5)чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем,(6) кто не держал дома кошку,(7)трудно представить, (8)сколько в ней таинственной прелести,(9) как грациозны и пластичны её движения,(10) сколько очарования во взгляде,(10) как успокаивает её мелодичное мурлыканье… В11. В предложении 11 определите вид придаточного, укажите средство связи предложений в СПП

В12. Верно ли утверждение, что запятая в приведенном ниже предложении соединяет 2 простых предложения в состав ССП?

К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы.

В13. Укажите количество грамматических основ в приведенном ниже предложении, грамматические основы выпишите.

Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье

В14. Среди предложений 10-12 найдите сложноподчинённое предложение с соподчинением придаточных, напишите номер этого предложения

 

Ответы:

В2. Животное,  очаровательную

В3. Привязанность

В4. Таинственной

В5. Полное доверие – согласование; реагируют на внимание, испытывают доверие, подчиняются командам, игнорируют приказы – управление; реагируют явно, относятся настороженно – примыкание.

В6. Очаровательный взгляд

В7 Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. – составное именное сказуемое.

В8. 1 – назывное, 2 – безличное.

В9. Запятая при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.

В10.  1,4,5,6,7,8,9,10
В11.СПП с придаточным определительным, средство связи – союзное слово КОТОРЫЙ

В12.Неверно, данное предложение простое, противительный союз А соединяет однородные сказуемые.

В13. 4 грамматические основы: Трудно представить, кто не держал, грациозны и пластичны движения, успокаивает мурлыкание.

В14. 10 предложение


Используемая литература:

1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010;

2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

 

Копирование материалов разрешено только с ссылкой на автора и сайт!

© urez5

Besucherzahler russian mail order wives
счетчик посещений
.
single Russian women interested in marriage homepage counter счетчик сайта
.
Бесплатный хостинг uCoz