Утверждаю

Директор МОУ Урезская ООШ

Петрова О. В.                                                                                        

 Муниципальное образовательное учреждение

 Урезская основная общеобразовательная школа

 

Рабочая программа

по литературе 9 класса

 к учебнику

«Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват.  учреждений.

В 2 ч./ (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский); под ред. В.Я. Коровиной. - 18-е изд. – М.: Просвещение, 2011.»

Учитель 2 квалификационной категории:

Лакина Елена Николаевна.

 

 2011 -2012 учебный год.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и  смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.

        Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, по­знание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как про­цесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навы­ков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

                                     осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

                                            формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной ре­чью;

                                  формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного вос­приятия, анализа и                                                                                                                                                                                                                     оценки литературно-художественных произведений.

       На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному)  небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметны компетенций.

       Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мирово зренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занят!

призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школь­ников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к соци­альному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необхо­димость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце­ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на пере­дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра­зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно­му поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессио­нальная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандарт­ные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова­тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государст­венном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учеб­ного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных пред­ставлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познаватель­ной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполага­ет все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие ду­ховно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли от­ражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулиро­вать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патрио­тизма.

 

 Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

 

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

 

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

 

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

 

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Литература для учителя:

 

- «Программы для общеобразовательных учреждений Министерства общего и профессионального образования РФ. Литература(1-11 кл.) » за 2007 год по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной «Литература. 7 класс» М. – «Просвещение» 2010 год.

- «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / авт. – сост. В.Я. Коровина. -12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.»

- «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт. – сост. В.Я. Коровина. - 12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.»

- Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. –М.: ВАКО, 2007.

-Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику В. Я Коровиной: в 2 ч. – Ч. 1.-авт.-сост. С. Б. Шадрина.- Волгоград: Учитель, 2008.

       -«Поурочные разработки по литературе», авторы: И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова, Москва, «Вако», 2007.

      -«Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.

     - «Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD»,  2005.

          -«Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.

     -«Поурочные планы по литературе. 9 класс», составитель Н.М.Скоркина, заслуженный учитель России, Волгоград, «Учитель-АСТ», 2007.

       Литература для учеников:

- «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / авт. – сост. В.Я. Коровина. - 12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.»

- «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт. – сост. В.Я. Коровина. - 12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.»

 

I раздел

Количество часов в году: 102

Количество часов в неделю: 3

Плановых уроков: 83

Контрольных уроков: 5

По развитию речи: 5

Внеклассного чтения: 9

 

Планирование составлено на основе программы В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2008

Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.

 

   II  раздел

Цели

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

Даннная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 В своей работе с детьми учитель должен ориентироваться на требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

Результаты обучения

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

*      содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

III раздел

 Учебно-тематическое планирование

 

п/п

 

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Плановых уроков

Уроков внеклассного чтения

По развитию речи

Контрольных

уроков

Всего

 по разделу

1

Введение.

1

-

-

-

1

2

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

2

3

Из русской литературы XVIII века

8

1

1

-

10

4

Из русской литературы XIX века

44

4

4

2

54

5

Из русской литературы XX века

23

1

-

2

26

6

Из зарубежной литературы

3

3

-

1

7

7

Резерв

2

-

-

-

2

 

Итого:

83

9

5

5

102

  

IV раздел                             Календарно-тематическое планирование

 

Дата

п/п

Тема урока

№ по раз

делу

 

Ключевые компетенции

ООУН

 

Введение

 

 

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал. Выявление уровня литературного развития учащихся

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения.

 

Из древнерусской литературы

 

 

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.

1

Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения.

Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части.

Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Умение развернуто обосновывать суждения.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью

Свободная работа с текстом художественного стиля.

 

3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

2

Знать жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова…»; приемы создания героев, худож.средства выразительности.

Уметь выделять смысловые части ХТ (худ.текста), формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения; характеризовать героя пр-ния, определять роль худож.средств выраз-сти для создания образа и выражения основной идеи произведения. Проблема авторства «Слова…».

Подготовка к домашнему сочинению

 

 

Из русской литературы 18 века

 

 

4

Классицизм в русском и мировом искусстве.  Общая характеристика русской литературы 18 века.

1

Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма.

Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Умение развернуто обосновывать суждения.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью

Свободная работа с текстом художественного стиля.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

 

5

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения.

2

Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.

Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.

 «Вечернее размышление о Божием  величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения

 

6

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». 

3

Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.

Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.

Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова

 

7

Вн.чт.

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина.

4

Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.

Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения

 

8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина.  Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества.  

5

Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.

Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

 

9

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.

6

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.

Уметь  строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.

Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

 

10

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

7

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.

Уметь  строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.

 

11

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза».

8

Знать основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому, выявлять и объяснять позицию автора.

Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

 

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

9

Знать черты жанра сентиментальной повести, сюжет произведения.

Уметь давать характеристику персонажа, выявлять отличительные признаки персонажа сентиментального произведения, способы проявления авторской позиции, развернуто обосновывать свои суждения.

 

13

РР

Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

10

Знать особенности литературы 18 века.

Уметь строить связное письменное высказывание на определенную тему.

 

Шедевры русской литературы 19 века

 

 

14

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

1

Знать общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь развернуто обосновывать суждения, прослеживать темы РЛ в их исторических изменениях, делать выводы, давать определение романтизму.

Поэзия. Проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

 

 

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

 

Умение развернуто обосновывать суждения.

 

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью.

 

Свободная работа с текстом художественного стиля.

 

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

 

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

 

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

 

Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

 

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

 

15

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое».

2

Знать факты жизни и творчества В.А.Жуковского.

Уметь выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументировано выражать свою точку зрения, находить в тексте стихотворения черты романтизма.

Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения

 

16

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный выбор героини баллады.

3

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, приводить доказательства, видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ.

Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

 

17

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

4

Знать основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума».

Уметь  работать с разными источниками информации, строить связное монологическое высказывание , составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства.

 

18

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

5

Знать литературоведческие понятия (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц.

Уметь выразительно читать монологи, комментировать, воспринимать и анализировать текст комедии, выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику.

 

19

Развитие конфликта в комедии «Горе от ума»

6

Знать значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта.

Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего».

 

20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

7

Знать понятия: кульминация, конфликт, внесценические персонажи.

Уметь анализировать эпизод произведения, аргументировать, развернуто обосновывать свою точку зрения и строить монологическое высказывание, выявлять типические черты, присущие представителям «века нынешнего».

 

 

 

 

21

Смысл названия комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

8

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.

Уметь  определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.

 

22

Чацкий в системе образов комедии.

9

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.

Уметь  определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.

 

23

РР

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

10

Знать текст комедии, специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма.

Уметь оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи, находить черты романтизма и классицизма в комедии, оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы.

Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

 

24

РР

И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

11

Знать текст статьи Гончарова, ее концепцию.

Уметь работать с текстом критической статьи, определяя ее концепцию, составлять тезисный план и конспект статьи.

 

25

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).  

 

12

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры.

Уметь строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта, развернуто обосновывать суждения.

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

 

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»

13

Знать  понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.

Проблема свободы, служения Родине.

 

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…».

14

Знать адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина.

Уметь выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге.

Адресаты любовной лирики поэта

 

 

 

28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

15

Знать философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи.

Уметь выразительно читать стихотворения, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию, участвовать в диалоге, обосновывать свою точку зрения, сопоставлять стихотворения разных авторов, рецензировать ответы.

Обучение анализу одного стихотворения

 

29

К

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

16

Знать материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

 

 

30

Вн.чт.

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.

17

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы.

Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения.

Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

 

31

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет.

18

Знать творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах.

Уметь   выразительно читать, строить устные высказывания.

Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

 

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

19

Знать содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя.

Уметь давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою.

 

33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.  Татьяна и Ольга.

20

Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге, оценку образа Татьяны В.Г.Белинским.

Уметь давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания.

 

 

 

 

 

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

21

Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев.

Уметь  сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям.

 

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

22

Знать лирические отступления, их тематику, оценку романа Белинским.

Уметь различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа; сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики.

 

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

23

Знать о пушкинской эпохе в романе,  о произведении «Евгений Онегин» как энциклопедии русской жизни; о реализме романа.

Уметь строить устные высказывания, развернуто обосновывать суждения.

 

 

37

РР

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века.

24

Знать о мнениях о пушкинском романе, текст и художественные особенности романа, его нравственно-философскую проблематику.

Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.

Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

 

38

Вн.чт.

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

25

Знать определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения.

Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества

 

39

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

26

Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики.

Уметь  выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова,  давать историко-культурный и биографический комментарий.

«Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

 

 

40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.

27

Знать тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк».

Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий.

«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

 

41

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

28

Знать тексты стихотворений, адресатов любовной лирики.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

 

42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание».

29

Знать время создания стихотворений, их художественное своеобразие и жанровые особенности.

Уметь анализировать стихотворение по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, давать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства и настроения лирического героя.

Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии

 

43

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

30

Знать теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа.

Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа.

Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

 

 

44

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения».

31

Знать текст, художественное своеобразие произведения.

Уметь различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения.

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

 

45

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

32

Знать содержание произведения, понятие «двойник».

Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет, определять границы эпизодов.

 

46

«История души человеческой»

33

Знать содержание произведения, понятие «двойник».

Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет, определять границы эпизодов.

 

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

34

Знать о Печорине  в системе мужских образов романа, о дружбе в жизни Печорина.

Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

 

48

Печорин в системе женских образов романа.  Любовь  в жизни Печорина

35

Знать о Печорине  в системе женских образов романа, о дружбе в жизни Печорина.

Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

 

49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

36

Знать художественное своеобразие романа, его значение в истории русской литературы.

Уметь выражать отношение к прочитанному, определять жанр и художественные особенности произведения.

Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

 

50

К

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

37

Знать текст произведения, его особенности.

Уметь применять данные знания на практике.

 

51

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

38

Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию.

Уметь  сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя.  «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

 

 

52

Система образов поэмы «Мертвые души».

39

Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

 

53

Обучение анализу эпизода

40

Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

 

54

Образ города в поэме «Мертвые души»

41

Знать текст поэмы, об образе города в поэме «Мертвые души».

Уметь выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

 

 

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

42

Знать путь Чичикова – нового героя эпохи.

Уметь создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя.

 

56

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.

43

Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений.

Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию.

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

 

57

Эволюция образа автора.

44

 Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений.

Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию.

 

58

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

45

Знать основные факты жизненного и творческого пути драматурга, текст пьесы; значение Островского для русского театра.

Уметь выразительно читать диалоги, давать характеристику герою драматического произведения, понимать условный язык драмы.

 

 

59

Любовь  в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

46

Знать текст пьесы; основной конфликт.

Уметь  выразительно читать, характеризовать персонажей драматического произведения, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения.

 

60

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

47

Знать основные факты жизни Достоевского, текст произведения.

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения.

 

 

61

Ф.М.Достоевский. Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя».

48

Знать основные факты жизни Достоевского, текст произведения.

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения.

 

 

 

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

49

Знать роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»; содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Уметь развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения.

 

63

Вн.чт.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».

50

Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание трилогии; особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения.

Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

 

64

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека».

51

Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Смерть чиновника».

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

 

65

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

52

Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска».

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

 

 

66

РР

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?

 (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)». (По выбору учащихся)

53

Знать особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)».

Уметь строить связное письменное высказывание.

 

 

67

Вн.

чт.

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров.

54

Знать о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, их стихотворения разных жанров; об эмоциональном богатстве русской поэзии.

Уметь рассуждать о жанрах лирических произведений, их особенностях.

Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

 

Из русской литературы 20 века

 

 

68

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений

1

Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века.

Уметь конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательства собственные примеры.

 

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

 

Умение развернуто обосновывать суждения.

 

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью

 

Свободная работа с текстом художественного стиля.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

 

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

 

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

 

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

 

Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

 

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

 

69

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

2

Знать основные факты жизни и творчества Бунина; историю любви Надежды и Николая Алексеевича в произведении  «Темные аллеи»;

о «поэзии» и «прозе» русской усадьбы.

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

 

70

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

3

Знать о лиризме повествования в рассказе «Темные аллеи».

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

 

71

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

4

Знать основные факты биографии Булгакова, названия произведений, текст повести, сатирические приемы создания образа.

Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.

История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров

 

72

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора.

5

Знать идейное значение эпизодов.

Уметь  пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию.

Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

 

73

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

6

Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию. Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.

 

 

 

 

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

7

Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

Уметь находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию, оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя.

 

75

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.

8

Знать основные события жизни писателя, историю создания рассказа, определение понятия «притча», текст произведения.

Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.

Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

 

76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

9

Знать текст произведения.

Уметь  пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию.

 

77

К

Контрольная работа // зачетное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века

10

Знать материал по произведениям второй половины 19 и 20 века.

Уметь применять данный материал на практике.

 

78

Русская поэзия Серебряного века

11

Знать о русской поэзии Серебряного века

Уметь конспектировать лекцию учителя.

 

79

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, как хочу безумно жить…».

12

Знать основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

80

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

13

 Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

 

81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.

 

14

Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода.  «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина

 

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

82

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

15

Знать основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

83

Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

16

Знать основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

84

М.И.Цветаева. Слово о поэтессе. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

17

 Знать основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее  художественного метода. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

85

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».

18

Знать об образе Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой,  о традициях и новаторстве в творческих поисках Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках Цветаевой

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, тема любви и смерти в лирике поэта.

19

 Знать основные факты творческого пути Заболоцкого, особенности его художественного метода. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

87

А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике

20

Знать основные факты творческого пути Ахматовой, особенности ее  художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

 

 

 

88

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

21

Знать основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее  художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

89

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

22

Знать основные факты творческого пути Пастернака, особенности его  художественного метода. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во все мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

90

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

23

Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его  художественного метода. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

91

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

24

Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его  художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

 

92

Вн.чт.

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

25

Знать  песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.

Уметь  анализировать поэтические тексты.

 

93

К

Зачет//тест по русской лирике 20 века

26

Знать материал по русской лирике 20 века.

Уметь применять этот материал на практике.

 

Из зарубежной литературы

 

 

94

Вн.чт.

Античная лирика.  Катулл. Гораций. Слово о поэте.

1

Знать особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время; содержание и идейный смысл оды Горация. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения; сопоставлять произведения, выявлять авторскую позицию на назначение поэта и поэзии.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Умение развернуто обосновывать суждения.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью.

Свободная работа с текстом художественного стиля.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Объективное оценивание своих учебных достижений.

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

 

95

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).

2

Знать о множественности смыслов «Божественной комедии». Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

Уметь выразительно читать, определять аллегорический, мистический смысл поэмы.

 

96

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

3

Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира. Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох.

 

97

Вн.чт.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

4

Знать содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира.

Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох.

 

98

И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

5

Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы.

 

99

Вн.чт.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

6

Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы.

 

100

К

Выявление уровня литературного развития учащихся (зачет//тест). Итоги года и задания для летнего чтения

7

Знать материал курса литературы за 9 класс.

Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения.

 

101, 102

Резерв

 

2 часа

 

 

Копирование материалов разрешено только с ссылкой на автора и сайт!

© urez5

Besucherzahler russian mail order wives
счетчик посещений
.
single Russian women interested in marriage homepage counter счетчик сайта
.
Бесплатный хостинг uCoz