Муниципальное образовательное учреждение
Урезская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа
учителя немецкого языка
второй квалификационной категории
Лакиной Елены Николаевны
по немецкому языку в 9 классе
2011 -2012 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса к учебнику «Deutsch-Schritte 5» - «Немецкий язык. Шаги 5» И. Л. Бим, Л. М Санниковой, Ф.С. Картовой. Ж. Я. Лопасовой, Л. А Чернявской для общеобразовательных учреждений составлена на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам 2005 года и авторской программы для общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов И. Л. Бим (М.: Просвещение, 2003) и с учетом Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
При 9-летней основной школе данный УМК завершает базовый курс немецкого языка, реализуемый с помощью серии УМК «Deutsch-Schritte 1-5»-«Немецкий язык. Шаги 1-5» Особенностью УМК для завершающего этапа базового курса является ориентация на возможное продолжение изучения немецкого языка в полной средней школе. Данный УМК нацелен на реализацию личностно – ориентированного деятельного подхода, что означает сочетание коммуникативной направленности обучения с когнитивной как в сознательном функционально – ориентированном овладении системой изучаемого языка, так и в системном овладении иноязычным общением.
На данном этапе выдвигается коммуникативная цель обучения, то есть обучение иноязычному общению - непосредственному устно-речевому и опосредованному через книгу – в единстве всех функций: познавательной (ученик должен научиться сообщать и запрашивать информацию, извлекать, перерабатывать и усваивать ее при чтении и аудировании), регулятивной (ученик должен научиться выражать просьбу, совет, побуждать к речевым и неречевым действиям, а также понимать и реагировать на аналогичные речевые действия, обращенные к нему), ценностно – ориентационной (ученик должен уметь выражать мнение или оценку, формировать взгляды, убеждения, понять мнение другого), этикетной (ученик должен уметь вступать в речевой контакт, оформлять свое высказывание и реагировать на чужое в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в странах изучаемого языка).
Основные цели обучения иностранным языкам состоят в формировании коммуникативной компетентности обучающихся, в формировании личности ученика и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира, в мотивации к изучению иностранных языков, в знакомстве со страной изучаемого языка, ее людьми и культурой.
Рабочая программа ориентирована на 102 учебных часа из расчета 3 урока в неделю. Для реализации данной программы используется УМК, в который входят учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, аудиокассета.
Содержательный план учебника направлен, главным образом, на ознакомление со страноведческой, социокультурной информацией о Германии, с духовными и материальными ценностями немецкого народа. Материал учебника состоит из небольшого по объему повторительного курса и 4 параграфов.
УМК для 9 класса включает практические задачи по всем видам речевой деятельности (диалогическая и монологическая речь, аудирование, чтение, письмо). В практические задачи входит обучение фонетическим, лексическим и грамматическим сторонам речи. Целевой доминантой данной программы является дальнейшее развитие коммуникативной компетенции в немецком языке. Данная цель обучения достигается путем увеличения лексического материала, развитие диалогической и лексической речи.
Обучение строится поэтапно с учетом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности. Тем самым на уроках немецкого языка реализуется «3Р – технология»: презентация материала, его повторение и производство, то есть применение в устных и письменных высказываниях. При планировании цепочки уроков предусматривается комбинирование материала блоков в рамках одного урока. 1-й урок: часть материалов блоков 1 (словарного) и 2 (чтения), 2-й урок: часть материала блоков 1 (словарного), 2 (чтения) и 4 (говорения) или соответственно блок 1 (лексический)+ блок 3 (грамматический) и т. д. При этом отбираемые порции материала соотносятся друг с другом. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, парная, групповая или форум – работа.
Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся разного уровня обученности, учет индивидуальных интересов и склонностей при планировании учебных уроков и определении домашнего задания. Увеличивается удельный вес проектной работы и проектных заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся самостоятельно решают более сложные проблемы и координируют свои действия друг с другом в соответствии с поставленной задачей.
В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носит комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все 4 вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо), поэтому тип урока не указывается.
Литература для учителя:
-Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 классы. \ автор: доктор педагогических наук, профессор И. Л.Бим. – 3-е изд., - М.: Просвещение, 2007.
-Сборник нормативных документов. Иностранный язык\ сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2006.
-Стандарт основного общего образования по иностранному языку.
- Шаги 5: учеб. Нем. Яз. для 9 кл. общеобразоват. учреждений\(И.Л. Бим, Л. М. Санникова и др.). Книга для чтения\сост.Е. В. Игнатова. -7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2006.
-Немецкий язык. Шаги 5. Рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 9 класса общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение,2008.
-Немецкий язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику И. Л. Бим, Л. М. Санниковой и др. \ авт. – сост. О. В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2005.
-Шаги 5: Кн. Для учителя к учеб. Нем. Яз. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений \ И. Л. Бим, Л. В. Садомова. – М.: Просвещение, 2001.
-Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку \ сост. В. Н. Симкин. 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.
-Дьячкова Е. В. Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. 7-9 кл.: Метод пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.
Литература для учащихся:
-Шаги 4: учеб. Нем. яз. для 9 кл. общеобразоват. учреждений\(И.Л. Бим, Л. М. Санникова и др.). Книга для чтения\сост.Е. В. Игнатова. -7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2006.
-Немецкий язык. Шаги 5. Рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 9 класса общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение,2008.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» 3 часа в неделю (102ч.)
РАЗДЕЛ. ТЕМА |
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Элементы содержания |
Требования к знаниям и умениям |
Каникулы, пока!
(Повторительный курс)
(8 часов) |
1
2
3
4
5
6
7
8
|
1.Каникулы, пока!
2.Как немецкая молодежь проводит
каникулы?
3. Каникулы в Германии.
4. Мои летние каникулы.
5. Система школьного образования
в Германии.
6.Домашнее чтение.
7. Повторение темы «Каникулы, пока!»
8.Урок – презентация «Летом было прекрасно!»
|
|
Изученный лексический материал;
Изученный грамматический материал:
- прошедшее время Preteritum, Perfekt.
- повторение Passiv –страдательный залог. |
Уметь:
- читать подписи к рисункам, составлять высказывания по теме урока;
- читать текст с основным пониманием содержания;
- рассказать по опорам о своих каникулах, понимать речь своих одноклассников по теме урока.
- читать с полным пониманием отрывки из газетных /журнальных статей, рассказать о школьной системе образования в Германии. |
- Каникулы и книги.
Как они связаны друг с другом?
( 24 часа)
|
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32 |
1.Каникулы и книги. Они связаны друг с другом?
2.Какие книги читают немецкие школьники во время летних каникул. 3. Для многих чтение – это хобби. Роль книги в жизни человека.
4. Творчество немецких писателей:
Гейне, Шиллера, Гете.
5. «Горький шоколад» М. Преслера.
6. Повторение «Каникулы и книги».
7.Комиксы, их смысл.
8. Немецкие каталоги детской и юношеской литературы как помощники в поисках нужной книги.
9. Знакомство с различными жанрами немецкой литературы.
10. Книги, которые я читаю.
11. Отрывок из газеты «TIPP».
12. О вкусах не спорят.
13. Анекдоты о Гете, Гейне, Шиллере.
14.Как создаются книги? Кто принимает участие в их создании?
15.Зачем мы читаем книги? Инфинитивный оборот um … zu + Infinitiv.
16. О чтении на уроке немецкого языка. Придаточные предложение цели.
17. «Последняя книга» М. Л. Кашница.
18. О вкусах не спорят, поэтому мнения о книгах различны.
19. Страдательный залог. Повторение.
20. Интересные сведения из издательств.
21.Творчество Г. Гейне.
22. Контроль домашнего чтения.
23. Игра «Снежный ком».
24. Повторение по теме «Каникулы и книги. Они связаны друг с другом?»
|
|
Новая лексика по теме.
Повторение: предлоги с дательным и винительным падежами.
Perfekt, Plusqavperfekt, Futurum, Passiv. Страдательный залог.
Придаточные предложение цели
с союзами damit.
Инфинитивный оборот um … zu + Infinitiv
|
Уметь:
- выражать свое согласие /несогласие с прочитанным, высказывать свое мнение о роли книги в жизни людей;
- читать отрывки из романа Х. Фаллады с предварительно снятыми трудностями. Понимать содержание прочитанного и уметь дать анализ;
- воспринимать на слух произведения немецких писателей, читать, сравнивать с литературным переводом стихотворения.
- читать комиксы и трактовать их с помощью вопросов;
- рассказать о любимых книгах, о прочитанных книгах, рассказать и написать своему другу о
прочитанной книге;
- распознать страдательный залог настоящего, простого прошедшего и будущего времен, употреблять стр.залог в устной речи;
- выражать свое отношение к прочитанному, кратко пересказывать содержание (в форме аннотации);
- читать тексты с полным (общим) пониманием содержания
|
2.Сегодняшняя молодежь.
Какие проблемы она имеет?
(21час) |
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53 |
1. Сегодняшняя молодежь.
Какие проблемы она имеет?
2. Молодежные субкультуры.
3. О чем мечтают молодые люди? Что их волнует?
4. Стремление к индивидуальности.
5.Что важно для немецкой молодёжи?
6. Проблемы, с которыми в наши дни сталкивается молодёжь.
7. Молодежь в Германии. Практика монологической речи.
8. Проблемы молодёжи/ мои проблемы. Практика говорения.
9. Насилие. Работа с текстом.
10. Инфинитивные обороты um, statt, ohne … zu + Infinitiv.
11.Аудирование. «Телефон доверия для молодежи в Германии».
12. Наш «языковой портфель».
13.Конфликты между детьми и родителями.
14. Отцы и дети. Работа с текстом.
15. Мечты наших детей. Практика письма.
16.Повторим лексику!
17. Современная немецкая юношеская литература.
18. Проблемы молодежи.
19. Домашнее чтение.
20. Тест по теме «Сегодняшняя молодежь. Какие проблемы она имеет?»
21. Поиграем? |
|
Новая лексика по теме.
Инфинитивные обороты um, statt, ohne … zu + Infinitiv |
Уметь:
- читать тексты под фонограмму для совершенствования техники чтения;
- понимать высказывания молодых людей и выражать собственное мнение;
- рассказать о современной немецкой молодёжи, о себе, о своих друзьях;
- читать краткие тексты из журналов о жизни молодежи, понимать их содержание полностью;
- сообщать о своих проблемах, проблемах молодежи с опорой на вопросы;
- написать о своих мечтах и желаниях;
- читать тексты с полным (общим) пониманием содержания
-применять полученные знания, навыки. |
3. Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии?
(23 часа)
4. Средства массовой информации. Действительно ли это четвертая власть?
( 23 часа)
|
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
|
1. Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии?
2.Система образования в Германии.
Типы школ.
3. Производственная практика в школе. Работа с текстами.
4. Поиск рабочего места выпускниками школ. Чтение текстов.
5. Наиболее популярные профессии в Германии. Работа с диаграммой.
6. Повторим то, что изучили.
7. Как немецкие школы готовят к выбору профессии?
8. Подготовка сообщения по теме «Как немецкие школы готовят к выбору профессии?»
9.Крупнейшие индустриальные предприятия в Германии.
10.Планы школьников на будущее. Практика говорения.
11. Управление глаголов.
12. Употребление местоимённых наречий.
13.Сельскохозяйственные профессии.
14. Что важно при выборе профессии.
15. Мои планы на будущее. 16. Моя будущая профессия. Практика монологической речи.
17. Использование роботов в различных сферах деятельности.
18. Нелегкий путь в мир взрослых. 19. Кумиры молодежи. Работа над чтением.
20. Археолог Генрих Шлиманн и его мечта о Трое.
21.Домашнее чтение. Практика чтения и письма.
22. Повторение по теме «Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии?
.23. Тест по теме «Будущее начинается уже сегодня».
1. Средства массовой информации. Действительно ли это четвертая власть?
2. СМИ: какие задачи стоят перед ними в обществе?
3. Газеты и журналы, которые издаются в Германии.
4.Как найти необходимую информацию в немецкой газете или журнале?
5. Телевидение как самое популярное СМИ.
6. Телевидение: «за» и «против».
7. Компьютер и его место в жизни молодёжи.
8. Интернет как помощник в учёбе.
9. Радио.
10. Готовимся к проекту «Ищу друга по переписке»
11. Школьная газета - СМИ в школе.
12. Роль СМИ в нашей жизни.
13.Мнения различных людей о СМИ.
14. Практика разговорной речи.
15. Употребление союзов «когда», «если».
16. Повторение предлогов.
17. Употребение предлогов в Dativ, Akkusativ, Genitiv.
18. Друзья по переписке. Практика письма.
19. Культура чтения в Германии и России. Работа над монологами.
20. Осуществляем наш проект: продолжаем переписку!
21. Чтение художественного текста «Когда мы вырастем».
22. Повторим то, что изучили!
23. Тест по теме «Средства массовой информации. Действительно ли это четвертая власть?» |
|
Новая лексика по теме.
Управление глаголов
.
Инфинитивные обороты um, statt, ohne … zu + Infinitiv
Новая лексика по теме
28 Л. Е.
Повторение предлогов с
Gen. u Dat.
Употребление союзов «когда», «если».
Повторение предлогов.
Употребление предлогов в Dativ, Akkusativ, Genitiv.
Употребление союзов wenn, als |
Уметь:
- читать схему школьного образования и определять;
- читать информацию с опорой на комментарий и сноски и понимать её;
- написать заявление, автобиографию, заполнить анкету;
- читать диаграмму с опорой на языковую догадку и словарь;
- работать с таблицей, искать заданную информацию; - вычленять глаголы и определять их управление;
- рассказать о своих планах на будущее по опорам, по плану;
- читать тексты с полным (общим) пониманием содержания
- выполнять предваряющие задания к тексту: чтение экспозиции, ответ на вопрос, как трактовать заголовок текста.
Уметь:
- читать под фонограмму учебный текст, коротко формулировать, о чём идет речь;
- читать тексты с полным пониманием содержания;
-ориентироваться в немецкой газете. Обмениваться информацией о прочитанном в газете;
- читать телевизионную программу;
- выразить свое мнение на основе прочитанного;
- вести диалог-расспрос о школьном СМИ;
- отвечать на вопросы, читать объявления с опорой на сноски;
-выражать свое мнение о чтении газет, книг, журналов, сравнивать культуру чтения в Германии и России;
- читать художественный текст с основным понимаием содержания;
-работа над проектом «Ищу друга по переписке». |
Повторение.
Подготовка к итоговой аттестации.
(3 часа)
|
100
101
102 |
1.Обобщающее повторение за курс 9 класса.
2.Повторение лексики и грамматики немецкого языка.
3. Итоговое тестирование за курс 9 класса. |
|
|
Уметь применять полученные навыки, знания, умения, навыки |