От ГИА - 9 к ЕГЭ - 11
«Алгебра» и «гармония» на уроках русского языка
(Или о «речевых формулах» при подготовке к ГИА - 9)
Работу выполнила Лаврищева С.В.,
учитель высшей категории
ГОУ СОШ № 237,
Заслуженный учитель РФ
ГИА-9 для учителя русского языка в настоящее время является самой «болевой» точкой. Так уж определилось, что мы к ГИА пришли от ЕГЭ, хотя поступательное движение принесло бы более значимые результаты.
И эта стратегия в ГИА-ЕГЭ и определила специфику методической работы учителя русского языка
Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе обусловлено стандартами образования. Одно из направлений методической работы учителя русского языка - обеспечение компетентностного подхода в обучении предмету. И именно сочинение на лингвистическую тему позволяет сделать вывод о сформированности ключевых компетенций по русскому языку: лингвистические, языковые, коммуникативные.
Лингвистические компетенции учащихся - умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки.
О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных).
Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися навыками речевой деятельности.
Как видим, специфика сочинения на лингвистическую тему состоит в том, что эта работа позволяет обнаружить уровень речевой компетенции в двух аспектах - теоретическом и практическом.
Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе сегодня для учителя является одной из «ключевых» методических проблем. В целом можно сказать, что в базовых школьных учебниках недостаточно подобран материал для обучения сочинению- рассуждению на лингвистическую тему. Прежде, на наш взгляд, учителю необходимо хорошо специфику подобного жанра, представлять, какие знания и навыки учащийся должен продемонстрировать в сочинении на лингвистическую тему. Эти нормативно – методические требования определены действующими программами по русскому языку, стандартами образования.
Какие же умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?
- Умение рассуждать на лингвистическую тему.
- Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.
- Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
- Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
- Умение пользоваться лингвистической терминологией.
- Практическую грамотность.
Опыт показывает, что все речевые компетенции, проверяемые в сочинении на лингвистическую тему, для учителя русского языка не являются абсолютно новым видом деятельности. Действующие программы, учебники предусматривают в той или иной степени отработку лингвистических компетенций: это и все виды разбора на уроках русского языка, и устные ответы на заданную тему, и творческие задания на грамматическую тему.
Скорее всего, как учителя, так и учащиеся испытали некую растерянность от формулировки темы: задание кажется непонятным, сложным, таинственным
Поэтому представляется необходимым, на наш взгляд, в 9-м классе дать учащимся прежде всего теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы 9-го класса:
- что изучает лингвистика;
- разделы лингвистики;
- основные понятия, которые могут быть представлены в сочинении на лингвистическую тему.
На наш взгляд, учащиеся 9-го класса должны имеет представление о следующих лингвистических единицах.
В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.
- Так, фонетика и графика изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением) сторону языковых знаков
- Лексикология изучает индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, а грамматика — общие правила их комбинации, употребления и понимания.
- Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) и синтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания). Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание и предложение
Из опыта работы по обучению сочинению на лингвистическую тему.
На наш взгляд, на начальном этапе обучения сочинению учащимся можно предложить «речевые формулы», которые помогут составить представление о требованиях к высказыванию на любую лингвистическую тему. На наш взгляд, эти речевые структуры обогатят речь учащегося, покажут образец ответа и дадут возможность творчески подойти к самостоятельной работе.
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»
Знак препинания |
Смыслоразличительная функция знака препинания |
|
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) |
- Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
- Передают логику предложения, связь между частями предложения.
- Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
- Передают на письме оттенки смысла.
- Могут быть средством выражения состояния пишущего.
- Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями.
- Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.
- Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.
|
|
Запятая |
- Указывает на следование объектов и событий друг за другом.
- Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.
|
|
Точка |
- Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
- Указывает на завершённость высказывания.
- Указывает на законченность мысли.
|
|
Вопросительный
знак в конце предложения |
- Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
- Указывает на ожидание ответа.
|
|
Восклицательный знак в конце предложения |
- Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.
- Указывает на эмоциональную напряжённость
|
|
Двоеточие |
- Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)
- Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.
|
|
Тире |
- Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
- Указывает на следование событий друг за другом.
- Указывает на временной интервал.
- В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
- Указывает на варианты названия.
- Значение противоположности (Я мрачен - ты весел).
- Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).
- Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).
|
|
Кавычки |
- Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
- Обозначают границы прямой речи или цитаты.
- Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».
|
|
Скобки |
- Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
- Указывают на вспомогательный характер информации.
|
|
Точка с запятой |
- Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.
|
|
Многоточие |
- Передаёт недосказанность, недоговорённость.
- Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
- Указывает на неполноту информации.
- Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.
|
|
|
|
|
|
Сочинение на лингвистическую тему (в 9-м классе) и теоретически, и практически базируется на стандартах образования, позволяет проверить уровень речевой компетенции за основную школу и перевести речевую компетенцию учащихся на новую ступень – ЕГЭ.
Литература
1. Будагов Р. А. Введение в науку о языке. 3-е изд. М.: Добросвет-2000, 2003.-
- Шайкевич A.Я. Введение в лингвистику. М.: Academia, 2005 .
- Лингвистика в задачах. М., Индрик, 1995.
- , Поливанова А. К.. Лингвистические задачи. М.: Просвещение, 1983.
- Алексеев М. Е., Беликов В. И., Евграфова С. М., Журинский А. Н., Муравенко Е. В.. Задачи по лингвистике. М.: РГГУ, 1991.
- Перетрухин В.Н. Введение в языкознание. Руководство к работе над курсом. М., 1984.
- Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990.- 3 изд., 2002..
- Энциклопедический словарь юного лингвиста. М.: Наука, 2006.
- Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 1998.
metodistsv.org/doc/rus24