Тема «Роль самооценки в формировании личности»

Задачи: ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки подростка; рассказать о возможных последствиях и низкой самооценки,  и высокой самооценки; рассказать о том, как можно повысить самооценку ребёнка.

Форма проведения: лекция.

Вопросы для обсуждения: самооценка как определяющий фактор развития личности; причины формирования той или иной самооценки; определение уровня самооценки; последствия низкой и высокой самооценки; повышение уровня самооценки.

Подготовка к собранию: тестирование по шкале тревоги Спилберга ( см. приложение ), данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент             (  реактивная тревожность как состояние и личностная тревожность как устойчивая характеристика человека ).

Ход собрания.

1. Вступительное слово

Большое спасибо всем, кого заинтересовала тема сегодняшнего собрания. Наверное, возникает естественный вопрос: чем обусловлен выбор данной темы?

2. Лекция учителя

В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей». От самооценки зависят его взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Следовательно, самооценка влияет на эффективность деятельности и подростка, на дальнейшее развитие его личности. Поэтому сегодня мы поговорим о том, почему формируется та или иная самооценка, как определить уровень самооценки вашего ребёнка, подумаем о возможных последствиях низкой самооценки и о том, как её повысить.

Как и почему формируется та или иная самооценка?

В детстве круг общения ребёнка предельно сужен, и  в основном родители влияют на самооценку ребёнка. Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

Если ребёнок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчинённом положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, чётко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребёнок учится успешно решать встающие перед  ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют (!) от ребёнка послушания,  учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребёнка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребёнок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

В подростковом возрасте всё несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти своё место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.

Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребёнка.

Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: нарисуйте на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Дайте такую инструкцию:

На  верхней ступени лестницы находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверены, у них все получается быстро, хорошо, легко. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются.

А на самой нижней ступени — неудачники. Они не уверены в себе , не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.

Подумай, где твоё  место на этой лестнице в данный момент, и укажи его.

Если подросток поместил себя на одной из трёх нижних ступенек - это тревожной симптом. Уважаемые родители, значит, настало время бить тревогу. 

-        Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуемым образом: например, оно снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы  зависят от того, насколько уверенно или неуверенно чувствует себя подросток. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающих перед ним задач.

-        Не вызывает сомнения и вывод, сделанный современными психологами: человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если подросток сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?

-        Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут  критиковать, осуждать его. Почему? Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным ,никому не нужным.

-        Нелюбовь к себе также мешает услышать других людей: свои проблемы занимают человека с низкой самооценкой.

-        Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить перед собой труднодостижимых   целей, обычно они ограничиваются решением обыденных задач, так как слишком критичны к себе.

-        Но самым опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира.

       -Одна из них - шутовство. Человек высмеивает себя, как  бы

      опережая других. Его неуверенность прячется за этим шутовским нарядом.

       -И наоборот, сарказм, грубость, высокомерие могут послужить «щитом». Стоит кому-либо посмотреть «как-то не так» и подросток взрывается, набрасывается с кулаками, а нередко и сам провоцирует ссоры.

        - Сравнив себя со сверстниками, подросток с низкой самооценкой нередко приходит к выводу, что он никому не интересен. Результатом может стать замыкание на себе, уход в себя.

    -Но такой вывод может привести и к совершенно противоположному результату: боясь осуждения со стороны других людей, подросток начинает приспосабливаться к окружающим «наступив на горло собственной песни»: не высказывает свое мнение, не дорожит собственными утверждениями.

-        Большинство подростков вынуждено  находиться в подобном состоянии: социальная среда формирует вкусы современной молодежи, ее пристрастия.

-        Самым опасным результатом низкой самооценки может явиться пристрастие к наркотикам. Попробовав наркотики, подросток утверждается в собственной значимости, у него появляются «ложные» друзья. В мире наркотиков нет проблем, а следовательно, не нужно искать пути их решения.

3.Результаты тестирования по школе тревоги   Спилбергера.

  Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой   координации.

    Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность  воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации  состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими  заболеваниями.

  Родителям следует знать, что значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

  1. Продолжение лекции учителя.

Каким образом можно повысить самооценку ребёнка?

Уважаемые родители, обратите внимание, что ключевым словом в рекомендациях будет «помогите».

  1. Поговорите с ребёнком, попросите его написать все его достоинства и недостатки во всём: во внешнем облике, в характере. Попросите записать также и свои способности, таланты. Вы увидите, с какой лёгкостью ваш ребёнок пишет отрицательные качества и как трудно написать всё то хорошее, что в нём есть. Помогите ему, напомните.                  

          Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недостатков.     Итак, с первой задачей мы уже справились: подросток понял, что не так уж плох, как ему кажется.

2. Вторая задача – помочь ему справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему.

3. Постарайтесь изучить всё лучшее, что в нём есть. Подумайте, как он может развивать это в себе. Помогите найти ему то дело, которое поможет проявить свои способности.

  4.Подросток не должен пытаться быть похожим на других людей. Не оказывайте медвежью услугу, сравнивая его со сверстниками. Только сравнивая свой результат со своим же можно надеяться на успех. Повторяйте ребёнку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать себя, и он будет уважать других (в первую очередь вас).

Если ваш ребёнок очутился на одной из 3 верхних ступений, не торопитесь с выводами. Его оценка может оказаться вполне обоснованной и адекватной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей.

Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой оценки самого себя, своих поступков. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка работы- как заниженная.

Неудача воспринимается как результат неблагоприятно сложившихся обстоятельств или «происки врагов». Подросток с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний.

Понаблюдайте за своим ребёнком. Если его поведение меняется в соответствии со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудачи, то высокая самооценка может даже способствовать успешному развитию личности.

4.Подведение итогов

Так  как  самооценка  складывается  под влиянием оценки окружающих и в подростковом возрасте становится достаточно устойчивой, т.е. меняется с большим трудом, то изменить её можно, лишь изменив отношение окружающих. Поэтому формирование адекватной самооценки зависит от справедливых оценок окружающих людей.

Уважаемые родители, и в этом нелёгком деле вам отводится ведущая роль. Помогите вашему ребёнку повысить неадекватно заниженную самооценку: помогите поверить в себя, в свои силы.  Постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограниченные возможности, нужно только поверить в них. Подчёркивайте индивидуальность, ценность вашего ребёнка, и результат не замедлит сказаться. 

 

   Тема: «Тайна юной души. Возрастные сомнения.  Проблемы самооценки».

Размышления:

а) Память детства - важнейший помощник воспитателя - родителя.

б) Родители как конструкторы личности.

в) Руководство в организации самопознания, обучение самоорганизации.

Анкета для родителей:

-        Воспоминания из вашего детства помогают ли во взаимоотношениях с подростком?

-        Делится ли своими тайнами сын (дочь)?

-        Обсуждали ли вы с ребенком проблему, что мешает ему учиться лучше? Что его беспокоит?

-        Откровенным ли получился разговор?

-        Есть ли у вашего ребенка негативные привычки?

Как вы помогаете их преодолеть?

-        Даете ли советы по совершенствованию положительных качеств его характера?

  

Используемая литература:

Новые родительские собрания 5- 9 классы. Учебно – методическое издание Педагогика. Психология. Управление. Дереклеева Н.И. – Саратов: ВАКО, 2006.

Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов/Авторы – составители: Лунина Е.И., Шепурева Н.С. – Ростов н/Д: Феникс,2001.

 

 

Копирование материалов разрешено только с ссылкой на автора и сайт!

© urez5

Besucherzahler russian mail order wives
счетчик посещений
.
single Russian women interested in marriage homepage counter счетчик сайта
.
Бесплатный хостинг uCoz